Черкесы в Израиле
Черкесы в Израиле сконцентрированы в двух деревнях Галилеи – Рихания и Кфар-Кама. Их численность – более 4000 человек. Являются потомками переселенцев из западных областей Север-ного Кавказа, осевших в Галилее в конце 1860-х гг.
Рихания была основана в 1869 г., Кфар-Кама - в 1876 г. В первой половине ХХ в. черкесы установили хорошие отношения с еврейскими переселенцами из России, обосновавшимися в Галилее. В 20-30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. В 40-х гг. черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской эмиграции в Подмандатную Палестину через Ливан. После образования государства Израиль из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский эскадрон, который в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях Войны за независимость 1948-1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торгов-лей из Ливана (позднее был расформирован).
Но с 1956 г. черке-сы стали поступать на службу в ЦАХАЛ, погранвойска (МАГАВ) и другие израильские силовые структуры. Старшее поколение израильских черкесов пользуется арабским и ивритом, молодежь – почти полностью перешла на иврит. Сначала преподавание в школах черкесских селений осуществлялось на арабском языке. В 1977 г. школы перевели на общеобразовательную систему на иврите, что пре-доставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В Кфар-Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании - начальная школа. При этом они сохраняют собственные традиции и язык (с шестого класса в школах Рихании и Кфар-Камы изучают адыгейский).
В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. Сюда стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. делегация израильских черкесов впервые посетила историческую родину - Адыгею и Кабардино-Балкарию.
В 2000-х гг. участились случаи репатриации израильских черкесов на историческую родину на Северном Кавказе, правда, женившись там, многие возвращаются обратно. В течение нескольких лет в Кфар-Каме работал российский преподаватель черкесского языка, который не только помог детям выучить родной язык, но и дал возможность местным преподавателям овладеть методикой преподавания черкесского языка.
Черкесский футболист Бибрас Натхо - полузащитник казанского «Рубина» - защищает цвета израильской сборной. В Турции численность адыгов-черкесов достигает 3-4 млн человек. В Сирии - 160.000 черкесов, в Иордании - около 120.000. По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других странах.
Кфар-Кама – удивительное место и если бы не возвышающийся в центре деревни минарет, его вполне можно было бы принять за типичное еврейское поселение – настолько ухожена черкесская деревня в сравнении с соседними арабскими поселками. Здесь не увидишь мусора по обочинам, в постройках нет хаоса, кроны аккуратно подстри-жены, газоны и лужайки разбиты по всем правилам ландшафтного дизайна. Во время «второй интифады», когда по стране прокатились чудовищные теракты палестинских смертников, а израильские арабы угрожали поджечь страну изнутри, группа черкесов выступила с неожиданным для мусульман обращением, которое не только не содержало обвинений в адрес Израиля, но, напротив, подчеркивало недопустимость террора и несовместимость его с нормами ислама.
Михаил Рабинович.
Похожие статьи
Годовой концерт учащихся эйлатской консерватории
В среду, 12 июня, в кино-концертном зале т/ц «Красный каньон» состоится заключительный годовой концерт учащихся эйлатской городской консерватории, в котором примут участие солисты
ИЗРАИЛЬ: 65 ЛЕТ ЧУДЕС
В прошедший понедельник, 15 апреля в Израиле начались торжества в честь 65-ой годовщины независимости еврейского государства. Первой церемонией в рамках празднований стало зажигание факелов на мемориальном кладбище у Горы Герцля в Иерусалиме, которое ознаменовало также завершение Дня памяти павших.